Мы выполнили 11 199 ремонтов.
У нас заправили 58 055 картриджей.
В каталоге 136 222 товара.
В наличии 17 272 товаров.

Купи лазерный принтер - получи первую заправку бесплатно.

Подробнее...

Свето- и водостойкость чернил

Свето- и водостойкость чернил


Люди трепетно относятся к своим фотографиям и хотят быть уверены в том, что они будут храниться долго. Исследования аналитической компании Lyra Research показывают, что около 2/3 пользователей струйных принтеров, опрошенных компанией в 2005 году, были обеспокоены вопросом: как долго они смогут хранить фотографии до начала их выцветания.

Обычно информация о светостойкости не предоставляется при продаже совместимой продукции (за редким исключением), и потребитель находится в неведении, теряется при выборе расходных материалов. В такой ситуации и ОЕМ чувствуют себя свободнее.

Хотя, с другой стороны, следует четко понимать, ЧТО ИМЕННО подразумевается производителем, когда анонсируется, например, продолжительность хранения снимков 30 лет. Обычный пользователь вряд ли задумывается и принимает обещанные 30 лет за чистую монету. Попытаемся обратить Ваше внимание на некоторые нюансы долгосрочности хранения Ваших фотографий.

Основой стабильности цвета является устойчивость чернил к действию ультрафиолетовых лучей. Как действует УФ? Большие молекулы красителя под действием коротковолновых УФ лучей деградируют, так как в них изменяются некоторые химические связи, и молекула красителя распадается на несколько фрагментов, которые могут быть окрашенными или бесцветными, но это уже совсем другие по свойствам вещества.

Кроме того, выцветание бывает "темновым", т.е. без воздействия ультрафиолета, но под действием других условий окружающей среды:

• высокой влажности (происходит сдвиг цвета или пожелтение);
• высоких температур (выцветание, потемнение, сдвиг цвета);
• промышленных выбросов (обесцвечивание или сдвиг цвета);
• агрессивных газов, например, озона (разрушение молекул красителя, аналогичный эффект, как в случае выцветания под УФ).

Изображения, напечатанные с помощью dye-based (на основе красителя) чернил, на улице сохранятся недолго. Недаром такие чернила называют in-door - для использования внутри помещений. Даже если какой-то производитель чернил заявляет, что его dye-based чернила светоустойчивы, верить этому особо не стоит. Наверное, такие чернила всего-навсего обладают повышенной светоустойчивостью и картинки останутся неизменными на улице несколько месяцев, но не больше, и то – при условии выбора самой подходящей для этой цели бумаги.

Светоустойчивыми являются пигментные чернила, поэтому их называют outdoor. Самые светоустойчивые - черные чернила. В них чаще всего в качестве пигмента используется сажа.

На сегодняшний день нет метода стопроцентной защиты печатного изображения от выцветания. Однако есть некоторые методы повышения светоусточивости. Бумага с покрытием впитывает чернила, картинка очень быстро высыхает. Но для получения ярких цветов некоторое количество чернил должно оставаться на поверхности, которое и будет выгорать. Чем ближе в слое бумаги к поверхности находятся чернила, тем сильнее они выгорают.

При добавлении в чернила специальных, поглощающих УФ лучи добавок, также нельзя добиться 100 % эффекта защиты, так как должен поглощаться весь диапазон УФ волн - от 190 до 400 нм, а таких веществ просто не существует. Кроме того, трудно представить, что эти добавки возьмут на себя все УФ лучи. Что-то достанется и красителю. Ламинирование, т.е. закатывание листа с изображением в пленку (ламинат), который блокирует УФ свет, также не гарантирует 100 % результат. Никакой из ламинатов не дает защиты на всем диапазоне УФ волн, чаще до 380 нм. Причина в том, что УФ-абсорберы, защищающие до 400 нм, также блокируют фиолетовый и в некоторой степени синий цвет. Поэтому изображение кажется желтоватым. Кроме того, на слово верить производителям о степени защиты от УФ не следует. Методы испытаний таковы, что осуществляются в искусственных условиях и являются сильно ускоренными (не будет же человек наблюдать 20 лет процесс выцветания прежде, чем начнет продавать ламинат). Искусственного источника УФ-излучения такого, как солнце, просто нет. Т.е. все данные приблизительные получаются.

В зависимости от того, выставляется ли напечатанное изображение на солнечный свет на открытом воздухе, с или без доступа погодных факторов (дождь, снег, туман и пр.), за оконным стеклом или при искусственном освещении в помещении – в любом случае изображение будет подвергаться выцветанию в меньшей или большей степени.

Светостойкость изображений можно сравнивать между собой, если только они напечатаны в одинаковых условиях по стандартизированной методике, а затем испытаны на светостойкость по одной и той же методике. Так, например, изображения должны быть напечатаны в соответствии со стандартом ISO 2834, протестированы на светостойкость – по стандарту ISO 12040.

Различные источники света (включая или исключая атмосферные факторы), такие как солнечный свет в ясный день, солнечный свет в пасмурную погоду, в тот или иной сезон, искусственное освещение ксеноновой лампой, галогенной или флуоресцентной лампой, обычной бытовой лампой накаливания будут очень по-разному обесцвечивать изображение из-за своих разных спектральных характеристик. Например, ксеноновая лампа в сотни раз мощнее флуоресцентной, поэтому изображение выцветает гораздо быстрее. Таким образом, изображение, напечатанное чернилами с заявленной производителем отличной светостойкостью, может оказаться довольно не стойким под воздействием другого источника света. Кроме того, красители разного цвета будут выцветать по-разному, изображение, в конце концов, может посинеть, например, или пожелтеть прежде чем обесцветится совсем.

Все дело в том, в каких условиях производителем проводилось тестирование на светостойкость, и отличаются ли Ваши условия хранения от них.

Рассмотрим конкретный пример – новая система печати Canon ChromaLife100.

Производитель заявляет 30 лет светостойкости полученных фотографий, а в альбоме – 100 лет хранения без выцветания. Пользователь, не задумываясь, приобретает картриджи. И через некоторое время недоумевает – фотографии выцветают!

Объясним, почему так происходит. Во-первых, более внимательно надо читать сведения о светостойкости (далее информация с сайта www.canon.ru ): «Данные получены в результате ускоренных испытаний и не могут гарантироваться. Тестирования на хранение в течение 100 лет проводились с бумагой PR-101, PP-101, SG-101, GP-401, GP-501; фотографии хранились под пластиковым листом. Тестирования на хранение в течение 30 лет проводились с бумагой PR-101 и PP-101, в течение 10 лет – только PR-101. Свето- и атмосферостойкость тестировались в обычных комнатных условиях без воздействия прямого солнечного света».

Таким образом, чтобы фотографии не выцветали 30 лет надо придерживаться следующих условий:

1. Использовать только оригинальные картриджи с чернилами Genuine Canon dye inks.
2. Печатать только на отдельных видах оригинальной фотобумаги (Canon Photo Paper Pro, Photo Paper Plus Glossy).
3. Хранить фотографию в рамке под стеклом в комнате, без прямого попадания солнечного света или другого света высокой интенсивности. Допускается освещение не выше 500 люкс на протяжении 10 часов в день.

И все. Поскольку обычный пользователь вряд ли держит у себя дома приборы по измерению освещенности фотографии, печатает обычно на другой бумаге (более дешевой, например), да и рамки с фотографиями под стеклом уже некуда ставить, то таким образом он полностью отступает от условий, обеспечивающих 30 лет хранения фотографии без выцветания. Но, тем не менее, удивляется – ПОЧЕМУ же все-таки происходит выцветание?

Другой способ предоставления информации о долгосрочности хранения фотографий – это выражение светостойкости чернил/красителей по стандартизированной 8-бальной шкале. При этом чернила со степенью светостойкости 1-2 считаются нестойкими к выцветанию. Хранить такие фотографии можно достаточно долго, но исключительно в альбоме в сухом прохладном месте, чтобы влияние атмосферных факторов было минимальным. Самые лучшие в отношении долгосрочности хранения – пигментные чернила (обычно 6-7 баллов), так они не только светостойкие, но и водостойкие. Однако опять же невозможно назвать конкретный срок хранения (в днях/месяцах/годах), так как все и всегда зависит от того, чем печатать, на чем печатать, в каких условиях хранить. Поэтому светостойкость в баллах служит для ориентировки. А обесцветить фотографию, если очень захотеть, можно любую. Поэтому, рекомендуем в любом случае выбирать, по возможности, наиболее щадящие условия хранения.

Теперь ответим на вопрос - почему чернила боятся воды? Все очень просто – потому, что в них используется краситель, легко растворимый в воде. Высохшее напечатанное изображение снова будет растворяться в воде, т.е. размазываться от прикосновения мокрыми руками и т.д. С появлением чернил на основе пигментов проблема водоустойчивости считается практически решенной - пигмент не растворяется в воде и поэтому печатное изображение не расплывается даже, если его поместить в аквариум или подставить под душ. Однако, если подключить и механическое воздействие (тереть мокрыми руками), то размазать все-таки удастся.

Источник:  WWM